Лето самого сумбурного года Владимира Высоцкого

В.К.Шакало

Лето самого сумбурного года Владимира Высоцкого

Несомненно, что мы незаметно вошли во времена канонизации поэта Владимира Высоцкого (ВВ), ставшего в глазах современного поколения классиком. Отразив гениальными творческими озарениями эстетическую атмосферу своей эпох, он достиг вершин русской поэзии.

Советская эпоха истории России, на закате которой творил великий Бард, ушла в безвозвратное прошлое. Сегодня поэт высится историческим монументом времени заката великой советской Империи. Бессмысленно ностальгировать по прошедшей эпохе, жить прошлым. Новое время рвётся вперёд семимильными шагами, и искусство должно соответствовать этому порыву, не теряя при этом гуманистического наполнения.

По мнению многих социологов, изучающих движение общественной жизни, на российскую сцену вышло и сформировалось новое молодое поколение, ставящее моральные принципы в основу своего мировоззрения. Новая молодёжь верит только себе, своему нравственному опыту, отвергает ложь, фальшь, несправедливость и отзывается на эмоции, боль, страдание. Очевидно, что выраженный в творчестве ВВ мятущийся мятежный дух творческой личности, не влезающий ни в какие рамки, останется востребованным новой Россией и, вообще, присущ сути славянского евразийства.

XXI век – время очередного великого переосмысления многих казавшихся незыблемыми оценок событий и личностей ХХ столетия. В первую очередь это касается самых трагичных страниц истории – революции, репрессий и войн.

Не остаётся в стороне от этого всеобъемлющего процесса и бурно развивающееся высоцковедение, которое всё пристальней вглядывается в творчество и жизнь поэта В.С.Высоцкого. К сожалению, отсутствие многих документов, проливающих свет на те или иные факты, эпизоды и обстоятельства творческого процесса становления поэтического феномена по имени Владимир Высоцкий, сдерживает многие благие порывы неутомимой армии исследователей творчества любимого поэта.

К примеру, обнаруженный киевлянином В.Ткаченко в Центральном государственном архиве-музее литературы и искусства Украины трудовой договор между киностудией имени Довженко и Владимиром Высоцким от 26 мая 1965 года на «исполнение роли «Лёва» в кинокартине под условным названием «Месяц май» ВПВ24, с.74, заставил по-новому взглянуть на обстоятельства вхождения Владимира в фильм «Стряпуха». Этот трудовой договор оказался той самой недостающей деталью, которая позволяет выстроить многоходовую комбинацию развёртывания событий вокруг кинофильмов «Месяц май», «Последний жулик» и «Стряпуха» и связанные с ней судьбы актёров.

На сегодняшний день вокруг незначительной роли В.Высоцкого в к/ф «Стряпуха» бытует несколько устоявшихся штампов, повторяемых в основной массе публикаций. Наиболее распространённый заключается в том, что, мол, Лев Кочарян, пользуясь своим авторитетом, уговорил режиссёра Э.Кеосаяна взять В.Высоцкого на съёмочную площадку к/ф «Стряпуха», чтобы дать возможность заработать актёру летом 1965 года. Однако, при анализе событий этого года оказывается, что роль Л.Кочаряна несколько преувеличена – не откажись Н.Губенко от роли Пчёлки, судьба ВВ повернулась бы совершенно по-другому – у него была реальная возможность сняться в Киеве.

Обратимся к более подробной хронике происходящего, базирующейся на исследованиях В.Тучина в его работах 2006 года «Владимир Высоцкий. Летопись жизни. Часть V. 1965 (дополнения). Март – май» БС38 и «Владимир Высоцкий. Летопись жизни. Часть V. 1965 (июнь-июль). Дополнения» БС39.

С весны 1965 года Владимир начинает проявлять беспокойство о летних съёмках, где бы он смог поправить финансовые дела своей большой семьи. Однако очень большая театральная загрузка не даёт ему возможности основательно заняться поисками работы на лето. События в трёх интересующих нас фильмах развёртывались следующим образом:

Кинофильм «Месяц май» Киевской киностудии

3 марта. Выдаётся свободный денёк в напряжённом графике работ ВВ в ТНТ, и Владимир, то ли следуя примеру своего друга со студийных времён Г.Яловича, попавшего на роль Антона в фильм, то ли по приглашению сценариста Ф.Миронера, едет в Киев и пробуется на Киевской к/с на роль студента Лёвы, соседа главного героя Сергея по общежитию в кинофильме «Месяц май». Не исключено, что Высоцкого прельстила возможность написать песни для картины. Пробы проходят успешно.

22 марта. В.Высоцкий шестой в списке основной группы актёров, утверждённых на роли в фильме.

26 мая. Готов договор ВВ с Киевской киностудией на роль Лёвы в к/ф «Месяц май», по которому он должен был с 15 июня по 15 сентября участвовать в съёмках.

14 июня. Окончание подготовительного периода по картине. В списке актёров, участвующих в съёмках, указан В.Высоцкий.

1 июля. Договор с Высоцким не подписывается с его стороны и аннулируется. К съёмкам в фильме в роли Лёвы приступает Вс. Абдулов по рекомендации Владимира.

Кинофильм «Последний жулик» Рижской киностудии

Конец апреля. В.Высоцкий и Н.Губенко из Ленинграда подъезжают в Ригу на пробы в картину «Последний жулик». На то время Губенко был звездой первой величины отечественного кинематографа, и, естественно, он оказался первым среди других претендентов на главную роль.

22 мая. Н.Губенко утверждён на главную роль в картине «Последний жулик».

1 июля. Госкино Латвии издаёт приказ приступить к съёмкам к/ф «Последний жулик» после окончания 30 июня продлённого подготовительного периода.

19 июля. Н.Губенко выезжает в Ригу на съёмки.

1 ноября. На фильме происходит смена режиссёра и композитора, возобновляются съёмки, и ВВ через М.Таривердиева получает заказ на песни к картине.

Кинофильм «Стряпуха» киностудии «Мосфильм»

15 мая. Н.Губенко даёт согласие на роль Андрея Пчёлки в кинофильме «Стряпуха». Этот была своего рода подстраховка, если вдруг сорвутся съёмки на Рижской киностудии.

5 июля. Э.Кеосаян, режиссёр картины, в интервью среди других артистов, участвующих в съёмках, называет Н.Губенко в роли Пчёлки.

7 июля. Н.Губенко сообщает Э.Кеосаяну о своём отказе сниматься в к/ф «Стряпуха» из-за параллельных съёмок в главной роли в фильме «Последний жулик» и предлагает взамен себя В.Высоцкого. Но режиссёр не соглашается на эту замену. Николай сообщает об этом Владимиру, который звонит Л.Кочаряну с обидой – мол, не берут на съёмки.

Июль. Действовал ли Л.Кочарян сам, или через известнейшего фотохудожника Г.М.Тер-Ованесова, более близкого Э.Кеосаяну, но сопротивление режиссёра в результате оказанного давления было подавлено, и Владимир оказывается на съёмочной площадке фильма «Стряпуха» в привычной уже ему роли разбитного парня тракториста Андрея Пчёлки.

19 июля. Отыграв в воскресенье 18 июля последние спектакли в театре В.Высоцкий вылетает в Краснодар и далее электричкой и автобусом добирается до села Красногвардейское, где квартировалась съёмочная группа картины.

После анализа хроники летних событий 1965 года трёх кинофильмов, так или иначе связанных с В.Высоцким, напрашивается однозначный вывод, что мотивом действий основных лиц явились меркантильные интересы. Н.Губенко уходит со «Стряпухи» с гонораром за роль 1438 руб. на «Последнего жулика» с бюджетной суммой за роль 3470 руб. А В.Высоцкий предпочёл роль Пчёлки в «Стряпухе» роли Лёвы в «Месяце мае» с договорной суммой всего лишь 557 руб. Следует отметить, что ВВ получил за съёмки в «Стряпухе» гонорар 740 рублей за счёт исключения ряда сцен и эпизодов с его участием режиссёром. Об очень сложных отношениях актёра и режиссёра свидетельствует тот факт, что ВВ, придя в гости к Л.Кочаряну в январе 1966 года, спрятался в детской комнате, едва только услышав, что заходит Э.Кеосаян. Дома в тот момент была И.Кочарян, поведавшая об этом «странном» эпизоде в своих воспоминаниях БС22,с.44. Отголоском своеобразного давления режиссёра на актёров съёмочной группы, в том числе и на Владимира Высоцкого, явился приказ по Госкино от 05.11.1965, где отмечены «грубость и неуважение к коллективу», проявленные режиссёром Кеосаяном.

Сам артист главной причиной своего участия в фильме Э.Кеосаяна считал всё-таки решение откликнуться на просьбу друга (Н.Губенко) и выручить его. В своём интервью 1 ноября 1972 года Ю.Ширяеву, касающегося в основном особенностям техники игры актёра в кино и театре, на вопрос: «Приходилось ли Вам сниматься в чуждом Вам кино?» Владимир даёт откровенный ответ: «Да, очень давно, приходилось (нрзб) «Стряпуха». Я поехал туда, потому что меня попросил товарищ мой».

О происходящем на съёмках к/ф «Стряпуха» известно из рассказов очевидцев В.Акимова, С.Светличной, Л.Карауш, Э.Кеосаяна, А.Гзовского, Л.Хитяевой, которая, кстати, вступилась за ВВ, пригрозив уйти с картины, если Владимира уволят. А у многих актёров от этих летних месяцев сохранилось ощущение непрерывного праздника. Однако сам Владимир в первом письме И.Кохановскому в конце 1965 года высказывался резко критичеки о своём участии в картине: «Летом снимался в «Стряпухе» у Эдика Кеосаяна. Играл Пчёлку, и хоть Пчёлка – насекомая полезна, и имя самое ласковое, однако не оправдал ни того, ни другого. Запил горькую, дошло почти до скандала, даже хотели с картины уволить, но… всё обошлось, и с горем пополам закончил…»ВПВ28,с.80Множество красочных деталей можно отыскать в обобщающем рассказе об этом жарком лете Л.В.Абрамовой в беседе с В.Румянцевым 11 декабря 1990 года: «…Ну, покрасили ему голову в белый цвет – лучше Володя от этого не стал: снимать было невозможно, потому что Володя не просыхал… Но Володя так всех чем доставал? Он там рвался ездить на мотоцикле, водить трактор, рвался в какую-то воинскую часть, утверждая, что он прирождённый танкист, и говорил по-немецки и по-английски с местным населением, изображая иностранца. А когда Кес пытался его найти, чтобы загнать на съёмки – Володя прятался в стоге сена таким образом, что отрыть его там было невозможно, и в этот стог сена посвящённые в тайну актёры и актрисы (там Люська Марченко снималась и Света Светличная) – они носили ему покушать туда… И потом, он оттуда иногда исчезал в какие-то города… И исчезая в города, он из каких-то совершенно непредсказуемых каких-то калмыцких селений звонил. И я, конечно, приходила в отчаяние, потому что ехать туда искать – там ни шиша не найдёшь – страшно далеко, да и денег нету. Да и потом: покуда долетишь – он уже десять других городов объедет… Он и пел, и разъезжал по Кубани, по Калмыкии – и на мотоцикле, и с какими-то малознакомыми людьми на чьих-то машинах куда-то ездил, и только что не на вертолёте!.. Летом, пока там снимали, пока эти загулы, питьё, путешествия – ему как-то было довольно весело…»ВПВ26, с.55-57.

С высоты сегодняшнего дня мы видим, что роль Пчёлки оказалась последним рубежом Владимира Высоцкого перед броском на штурм кинематографических вершин. Это та граница, за которой начались знаковые роли Высоцкого. Здесь он впервые почувствовал всю глубину пропасти между творческим потенциалом своей личности и предлагаемыми обстоятельствами воплощения этой убогой роли. Эта неудовлетворённость, этот голод творца по настоящему делу утолялись алкоголем и метаниями во времени и пространстве.

Так сложилось лето самого сумбурного 1965 года в жизни Владимира Высоцкого.

06.2017

Комментарии запрещены.