ВЛАДИМИР  ВЫСОЦКИЙ  И БЕЛАРУСЬ. БЫЛЬ  И  ЛЕГЕНДЫ

                                                                                                             В. К. Шакало

Актёрская профессия, концертная деятельность и жизненная неуёмность бросала Владимира Высоцкого по городам и весям необъятной страны Советов. Не обошёл он своим вниманием и Беларусь, благодатная аура которой вдохновила поэта на самые тёплые и искренние песни. Эпизоды истории творческих контактов В.Высоцкого с белорусским кино нашли отражение в ряде выпущенных книг и публикаций 1). Цель настоящего исследования – уточнение некоторых деталей темы Владимир Высоцкий и Беларусь.

«Я родом из детства». Картина, впервые открывшая для союзного экрана поющего свои песни Владимира Высоцкого. Кинофильм, ставший гордостью белорусского кино, в самый начальный период едва не постигла печальная участь быть отвергнутым. Предложенный Г. Шпаликовым литературный сценарий художественного фильма «Фронтовой город» (впоследствии название изменили, использовав фразу из «Маленького принца» А. Сент-Экзюпери «Мы родом из детства») не вызвал энтузиазма на киностудии «Беларусьфильм». В нём не было привычного традиционного сюжета за исключением единственной событийной канвы, связанной с историей Женьки Савельева, все члены семьи которого имеют те же имена и судьбы, что и у семьи самого Геннадия Шпаликова. Действие развёртывалось в виде чередования новелл и эпизодов в импрессионистском духе, создающих атмосферу послевоенного быта только что освобождённого белорусского городка. Подобный творческий приём отражал оттепельный дух советской эпохи 60-х годов. Однако такой кинематографический изыск шокировал ортодоксов с к/с «Беларусьфильм». И они не нашли ничего лучшего, как отправить сценарий на утверждение в… Москву!

Последующий ход событий описывает А.В. Кулагин, изучивший архивные материалы Госкомитета по кинематографии при работе над книгой «Шпаликов» в серии ЖЗЛ.

«Товарищи из Москвы (под председательством Ивана Иосифовича Щеглова2)) подивились такому перекладыванию ответственности и решили сценарий не обсуждать. Тон разговора был по отношению к Шпаликову очень доброжелетельным, поэтому поневоле удивляешься: ну чего им стоило «обсудить» и принять решение в пользу сценария! Авторов фильма это поддержало бы, тем более что на «Беларусьфильме» хотели даже заменить режиссёра. Присутствовавший на московском обсуждении Шпаликов однозначно сказал: «Я не знаю, почему сюда приехал Четвериков. Я не хочу с ним работать, я работал с Туровым».3)

Вхождение Владимира в творческий коллектив картины и его участие в съёмочном процессе довольно широко освещено в литературе. Приведём только хронику.

Август. Бобруйск, знакомство с киногруппой.

Октябрь. Гродно. Съёмка эпизодов на вокзале.

Октябрь. Гродно. Съёмка эпизодов на вокзале.

В январе 1966 года в Ялте в павильоне снимаются сцены с Е.Добронравовой под песню «Не тревожь ты себя, не тревожь…» и романс «Отвори потихоньку калитку…». Немного ранее в Минске были сделаны записи песен В.Высоцкого в исполнении лирического баритона Эдуарда Мицуля 4), причём прозвучала необычная редкая ранняя редакция песни Фёдора:

В холода, в холода

От насиженных мест

Нас другие зовут города, —

Могилёв и Смоленск,

Орша, Гомель и Ейск,-

Будь то Минск, будь то Брест, —

В холода, в холода…

 

Будь то Минск, будь то Брест,-

В холода…

 

Неспроста, неспроста

От родных и друзей

Нас всё новые манят места,

От сестёр, матерей

Будто там веселей,-

Будь то Минск, будь то Брест

Неспроста, неспроста…

 

Будь то Минск, будь то Брест,-

Неспроста…

 

Как нас дома ни греют —

Не хватает всегда

Новых встреч нам и новых друзей,-

Будто с нами беда,

Будто с ними теплей,-

Будь то Минск, будь то Брест,-

В холода, в холода…

 

Как бы ни было нам

Хорошо иногда —

Возвращаемся мы по домам.

Где же наша звезда?

Может — здесь, может – там,-

Будь то Минск, будь то Брест,-

В холода, в холода…

 

Будь то Минск, будь то Брест,-

В холода, в холода…

 

Имея 23-го февраля 1966 года на руках положительное рассмотрение Художественным Советом отснятого материала по картине с высказанным пожеланием по досъёмке крупных планов, В.Туров принимает решение о полной пересъёмке эпизода возвращения Владимира и его встречи с соседкой Людмилой — происходит замена актрисы Е.Добронравовой на Н.Ургант и использовании в этой сцене песен Высоцкого в аутентичном исполнении автора. Чутьё не подвело мастера – эпизод с поющим Высоцким  украсил фильм.

22 и 23 марта началась съёмка эпизода встречи Владимира с Н.Ургант в павильонах киностудии в Минске. Досъёмки продолжились ещё по одному дню в апреле и в мае. Однако Худсовет 16 мая отметил перебор с песнями и потребовал переснять «последнюю сцену с Н.Ургант». И снова Высоцкий отправляется в Минск, где наконец-то 25 и 26 мая были произведены съёмки заключительных сцен встречи и поставлена последняя точка в затянувшейся истории создания фильма «Я родом из детства». Несомненно, кинофильм вписывается в основное течение развития творческого пути Высоцкого, и Владимир неоднократно во время публичных выступлений очень тепло рассказывал о своей работе с режиссёром В. Туровым на этой картине.

Перечень песен, написанных специально для картины, ограничивается двумя. Это «Высота» («Вцепились они в высоту, как в своё…») и «Песня Фёдора» («В холода, в холода…», с первоначальным вариантом начала «Почему-то всегда…»). Песни («На братских могилах…», «Мне этот бой не забыть нипочём…», «Всего лишь час дают на артобстрел…» и «Жил я с матерью и батей…»), предлагаемые Владимиром, были созданы летом 1963 года для военного фильма «Пядь земли» во время его попытки получить роль в этой картине5) . Весной 1965 года они были переработаны для сп. Театра на Таганке «Павшие и живые», но оказались в нём не востребованы.

«Война под крышами». Первую часть кинодилогии по сценарию А.Адамовича  режиссёра В.Турова, в которую В.Высоцкий предложил свои песни, преследовала судьба с трагическим окрасом. Реалистические зарисовки жизни небольшого белорусского городка во время немецкой оккупации вызвали отрицательную реакцию руководства киностудии, особенно сцены карточной игры молодёжи, эпизоды литургии в костёле, гуманный жест главной героини по отношению к замерзающему молоденькому немецкому солдатику. Обстановка к моменту плановой сдачи картины настолько накалилась, что с начала 1968 по лето 1969 года В.Туров уезжает в Москву и проходит конкурс в новое телеобъединение на студии ЦТВ в компании с М.Каликом и М. Хуциевым6). Директору киностудии «Беларусьфильм» Павленку пришлось упрашивать режиссёра уже в Москве вернуться в Минск, чтобы снять вторую часть кинодилогии «Сыновья уходят в бой», а для уже отснятой и порезанной первой части был найден компромисс – выпустить её в едином музыкальном ключе одновременно со второй частью.

Документов, указывающих на участие Владимира Высоцкого в сколь-нибудь значительной роли в этой картине, не обнаружено. Хотя и автор сценария А.Адамович, и актёр Ю.Горобец, вспоминают о значительной роли ВВ в кинофильме, которую «вырезали». Да и кого он мог играть? После мужественных образов, созданных в к/ф «Вертикаль» и «Я родом из детства», вымучивать роль предателя Казика Жигоцкого, появляющегося в сценах картёжной игры молодёжи с гитарой и отрывком песни «…позабыли девушки про парней своих…»7). К тому же ВВ всё лето 1967 года занят в главных ролях в фильмах «Интервенция и «Служили два товарища».

В данном случае следует принять во внимание рассказ В.Турова о творческих встречах с В.Высоцким. «Высоцкий не планировался на роль в этот кинофильм, и проб у него не было. А песен мы намечали много. «Небо этого дня ясное…» — на заставку. «У нас вчера с позавчера шла спокойная игра…» — песня не намечалась. Однажды, приезжая на съёмки, он предложил её. «Как призывный набат…» — Володя предложил уже написанную песню для картины»8).

По располагаемой на сегодняшнее время документальной базе можно предположительно выстроить историю участия ВВ в кинофильме.

— Во время подготовительного периода (01.01.67 – 02.03.67)  В.Туров с А.Адамовичем посещали Москву и заходили к Владимиру домой, где вели разговор о песнях для картины 9).

— 13 июля ВВ по дороге в Одессу заезжает в Минск, где встречается с В.Туровым и берёт заказ у И.Добролюбова на песню для к/ф «Иван Макарович». Возможно состоялась съёмка в Друе в сцене массовки на свадьбе в форме полицая. «Володя приехал, а так как у актёров денег не так много, то почему бы заодно не сыграть в эпизоде, не сняться? Всё делалось экспромтом, то есть ничего специально не готовилось – он просто надел форму и сыграл…» 10).

О встрече и знакомстве с ВВ во время обилия тополиного пуха в Браславе неоднократно

рассказывала и О.Лысенко. «На следующий день мы с Туровым провожали Володю в аэропорт в Риге. Ехали по Латвии несколько часов, день был летний, солнечный, в машине долгое время стояла странная тишина. Будто кто-то просил не беспокоить его… Остановились ненадолго, вышли из машины. Володя очень просто и деловито сказал: «А вот это, Витя, подойдёт?» — сел на ступеньку газика. Подстроил гитару иначал: «Кто сказал, что земля умерла… больше в землю не бросить семя…» 11).

— 9 августа Владимир пишет письмо Л.Абрамовой в Юрмалу из Одессы.   «…А у Вити Турова во время этой злополучной поездки успел я чуть-чуть сняться, теперь должен лететь в Минск на 2 дня спеть на свадьбе «А вот явились к нам они – сказали «Здрасьте…» Спою и уеду, как спою, так сразу и уеду… Все эти поездки, мелкие съёмки хочу закончить до 20-го числа…» 12).

— 13, 14, 15 августа В.Высоцкий в Минске. Съёмка в эпизоде «Свадьба» с песней «У нас вчера с позавчера…» (без первого куплета). Сдача песен. Для картины ВВ помимо новых предложил незадолго до того написанную для к/ф «Короткие встречи» песню «Как призывный набат…» 13)

— 27 октября. В письме директора картины констатируется факт изъятия из эпизода «Свадьба» песни Высоцкого по рекомендации Госкомитета по кинематографии СМ БССР 14).

— 6 декабря. Режиссёр и автор сценария предлагают запись нового варианта партизанской песни «Как призывный набат…» 15). Н.А.Шувалова-Адамович вспоминает о звучащей фонограмме песен В.Высоцкого в исполнении В.Макарова на данном этапе работы над картиной 16).

В окончательном варианте фильм вышел на экраны 13.12.71г. без упоминания в титрах композитора А.Волконского и автора-исполнителя песен В.Высоцкого.

«Сыновья уходят в бой».  После годичного перерыва В.Туров приступает к работе над заключительной второй частью дилогии «Партизаны» А.Адамовича.  Судя по тому, что подготовительный период фильма тянулся с 31 января по 28 мая 1969 года и был разбит на три этапа при одновременно начавшихся съёмках с 12 марта, работа щла с трудом 17). По воспоминаниям режиссёра «Высоцкий в фильме пробовался. Я почти уверен, что он опять в силу очередной своей занятости не смог сниматься у нас» 18). Возможное время пробы Владимира на киностудии «Беларусьфильм» в конце марта 1969 года, когда он по НИ отдыхал на турбазе «Беларусь».

Присутствовавший на съёмках картины журналист И. Калюта в своей заметке зафиксировал пребывание ВВ в «партизанском лагере» под Литовкой. «Присочинять не стану. С Владимиром Высоцким на съёмочной площадке мы общались всего-то минут пять, перекидываясь ничего не значащими фразами… Уловив паузу, я спросил у Турова: «А Высоцкий будет занят в эпизоде «Землянка»? — «Володя уехал», — ответил Виктор Тимофеевич.- «То есть, как уехал?!»- «Да, уехал в Минск. В аэропорту он встречает Марину Влади. Обещал вернуться к ужину…». Вечером того же дня неотложные журналистские дела позвали меня в Гродно. Встретить Владимира Высоцкого и Марину Влади мне не довелось… Катилось в июль лето 1969 года» 19).

 Отъезд ВВ из Новогрудка произошёл 5 июня. В последующие июньские дни он плотно занят в текущем репертуаре театра, который скрашивается присутствием любимой, и одесскими съёмками в к/ф «Опасные гастроли». М.Влади на этот раз попадает в СССР довольно экзотическим путём. Получив визу для участия в III международном «Совещании коммунистических и рабочих партий», проходившем в Москве с 5 по 17 июня, она проводила время в обществе Владимира, ни разу не «засветившись» в мероприятиях «Совещания»

Вполне возможно, что тяжелейший приступ желудочно-пищеводного кровотечения и лечение в институте Склифосовского с 18 по 20 июля с последующим домашним амбулаторным восстановлением до 1 августа, не позволили Владимиру отсняться в роли Сергея Коренного, упоминаемой в статье И.Калюты. И только 3 августа Высоцкий с Мариной отправляются на отдых к В.Турову на Новогрудчину. Впереди у Владимира и Марины намечен круиз по Чёрному морю. Экспедиция в Литовке, где выполнялись основные съёмки «партизанского быта», заканчивается 22 августа.

Приезд ВВ и МВ на съёмочную площадку под Новогрудком широко освещён В.Туровым в интервью. Встречал знаменитую пару в Барановичах лично Виктор в воскресенье и на «Волге» отвёз в Новогрудок погулять у озера Свитязь, а затем в Литовку. «Сначала поселились в Литовке в деревне – так он попросил. Потом, естественно, Марина одну ночь понаслаждалась, но это не для неё, и они переехали с Литовки в Новогрудок. Я им уступил свой номер. 20).

За время отдыха в Новогрудке и Литовке Владимир с Мариной совершили прогулку с В.Туровым на лодке по Нёману и посетили археологические раскопки на Замковой Горе. Высоцкий записывает песни для кинофильма в кинотеатре и выступает перед лётчиками и молодёжью в Новогрудкском Доме культуры.

Попытаемся определить время отдыха ВВ и МВ в Принёманье воспользовавшись воспоминаниями очевидцев.

А.Адамович «Через неделю Марина уговаривала меня и Турова: «Вы попросите Володю, чтобы не торопился уезжать. Ну, попросите…» 21).

        В.Туров       «У нас в Новогрудке они были дня четыре» 22).

Е.Ганкин     «Там [в Литовке] они прожили дней десять, потом вернулись в Новогрудок, чтобы записать песни Высоцкого к фильму» 23).

Некоторые уточнения датировки вносят свидетельства врачей из Минска, которые в эту же неделю находились в районном центре в командировке. Минские медики познакомились и три дня общались со звёздной парой за ужином в местном ресторане.

После прощального шашлыка на берегу Свитязи в четверг медики в пятницу уехали в  Минск, а Владимир и Марина ещё остались в Новогрудке, причём, по свидетельству врачей, они жили на частной квартире 24).

Делая поправку на неизбежные ошибки очевидцев на хронику событий двадцатилетней давности принимаем рабочую гипотезу отъезда М.Влади и В.Высоцкого из Новогрудка в Одессу в субботу 9 августа 1969 года.

Новогрудская августовская запись охватила все песни Владимира Высоцкого для кинодилогии. Однако у режиссёра головная боль не исчезла – как подать эти песни в картину. Ещё ранее, во время обсуждения к/ф «Война под крышами» не нашёл поддержки приём усиления гитары Высоцкого баяном, о чём вспоминал Г.Осянников: «Тогда же Володя записал в тон ателье песню для титров картины про лошадей. Высоцкий был с гитарой, а подыгрывал ему на баяне молодой парнишка то ли из консерватории., то ли из ансамбля. Помню. Туров говорил при записи: «Вот как бы из него… А ты держи эту ноту» 25). Складывалась парадоксальная ситуация – любая попытка использовать песни в авторском аутентичном исполнении под гитару наталкивалась на явное противодействие студийного руководства. На Худсовете 3 ноября 1969. В.Турову пришлось сглаживать острые углы: «О песнях. Мы пока показываем их характер. Гитары не будет, но характер песен угадан…» 26).

По горячим следам обсуждения в начале ноября(?) была сделана пробная запись двух песен популярным эстрадным певцом того времени В.Вуячичом в сопровождении музыкального ансамбля. Однако этот вариант не удовлетворяет режиссёра – фонограмма явно не дотягивает до эмоционального авторского уровня исполнения. И вот в Минск срочно вызывается В.Высоцкий, только что вышедший из длительного лечения в больнице. Ночью 18 ноября 1969 года в студии Дома Радио он напевает всю серию песен для кинодилогии с ансамблем и в аранжировке Б.Фёдорова 27). Был достигнут столь высокий художественный уровень, что часть песен этой сессии записи через четыре года вошла в первый твёрдый миньон Владимира Высоцкого, выпущенный фирмой «Мелодия».

Благодаря записям в новом музыкальном оформлении В.Турову удалось благополучно отработать обновлённую редакцию первой части дилогии «Война под крышами», на окончание которой приказом по студии было отпущено три месяца с 20 июля 1970 года.

И в заключении немного о легендах, связанным с темой «Владимир Высоцкий и Беларусь».

— Запись песен для к/ф «Я родом из детства» осуществила радист Театра на Таганке Л.Титова 21.09.65 после первого акта сп. «Добрый человек из Сезуана» на ленту, принесённую В.Высоцким. Затем Владимир через А.Княжинского, оператора картины, передал ленту В.Турову 28).

— Озвученное В.Протопоповым в интервью Л.Черняку посещение ВВ Жировицкого монастыря пока никем не подтверждёно и на сегодняшний день может считаться красивой легендой 29).

1) Владимир Высоцкий и Беларусь / Киеня В., Миткевич В.- Гомель, 1996.

Сборники «Белорусские страницы. Владимир Высоцкий».

Документальная повесть М.Цыбульского «Высоцкий и Беларусь» в научно-популярном периодическом издании «В поисках Высоцкого» — Пятигорск, Изд-во ПГЛУ. №№20 — 24

2) Председатель секции кинодраматургии Союза кинематографистов СССР

3) Шпаликов / А.Кулагин.- М. : Молодая гвардия, 2017. С. 195

4) Из фонотеки Е.Глебова, архив С.Жильцова

5) По исследованиям В.Тучина, БС-174, с. 86-89

6) БС-8, с. 14

7) В романе А.Адамовича приводится начало песни «Молодые девушки немцам улыбаются…»

8) БС-8, с.12

9) Из ответов А.Адамовича на письмо А.Краснопёрова, приведённых в статье «Алесь Адамович о Владимире Высоцком (история одного письма)».

10) Из интервью В.Турова Б.Акимову и О.Терентьеву. «СтМ» №7, 1990, с.40

11) Владимиру Высоцкому – 72. Народный сборник: тридцать лет без Высоцкого; ежегоднтк. – Николаев: Наваль, 2010. С. 148

12) «Владимир Высоцкий. Собрание сочинений» в 7-ми томах. [сост. С.В.Жильцов) – издано в Германии в 1994 г. Том 6, с. 376

13) Справка сценарной редакционной коллегии от 14.08.1967, БС, с.146

14) БС, с.148

15) Письмо в Госкомитет БССР по кинематографии и руководству к/с «Беларусьфильм». БС, с.149

16) «Знамя юности», Мн., 25.01.2000 г.

17) БС, с.156

18) БС-8, с.14

19) «Народная газета», Мн., 23.01.1998 г., с.11

20) БС-8, с.15

21) «Народная газета», Мн., 23.01.1998 г., с.11

22) БС-8, с.15

23) «Вечерний Минск», Мн., 08.10.1992 г.

24) БС-100, с. 79 – 81

25) БС-4, с.15

26) БС, с. 156

27) БС-4, с.4-8

28) БС-25, с. 84

29) БС-4, с. 22 — 24

Комментарии запрещены.