Как КГБ спас Владимира Высоцкого

В. Шакало

Как КГБ спас Владимира Высоцкого

Обстоятельства большинства эпизодов жизненного пути Владимира Высоцкого насыщены столь многочисленными сопутствующими контактами и отношениями, что на сегодняшний день нам остаётся только предпринимать попытки распутать их хитросплетения, опираясь на множество разрозненных свидетельств. В частности, тема «Высоцкий и КГБ» послужила поводом для некоторых спекулятивных публикаций. Несомненно, касаться столь деликатной темы, не имея материалов от первоисточника – дело неблагодарное, да и найдутся ли эти документальные свидетельства? Однако попытаемся прояснить некоторые аспекты этих далеко небезоблачных отношений, привлекая воспоминания невольных свидетелей.

1963 год. КГБ без труда устанавливает исполнителя весьма сомнительных с точки зрения советской идеологии песен, сделанных во время летней сессии записи на киностудии им. Горького. Эти записи весьма широко разошлись как по Москве, так и по всей стране. Несомненно, с Высоцким была проведена «душеспасительная беседа», по следам которой в воспоминаниях первой супруги импрессарио и Володиного двоюродного дяди П.Леонидова появилось красочное описание обстановки того времени:

«У Володи было трудное время, когда КГБ ходил за ним буквально по пятам, и он часто скрывался у нас дома. Однажды прибежал Паша: «Уничтожай плёнки! За Володей охотятся!» Все записи, все песни пришлось уничтожать…

Черновая работа над песнями шла в нашем доме. Володя приезжал в 2-3 часа ночи, в очень тяжёлом душевном состоянии…И всё это выливалось в песнях… Они с Пашей писали на стационарный «Днепр», потом прослушивали, что-то исправляли.

Такое тяжёлое состояние длилось около года. До 1964 г., до работы на Таганке… Он уже писал песни, которые не нравились. Кроме песен, которые известны, были и другие. И были черновики. Писал на обложках детских тетрадок – у него такой почерк маленький, а я ходила, всё это собирала и сжигала, выбрасывала. Уничтожено столько писем, столько записей!..»1)

Следующий контакт Владимира со всемогущим Комитетом состоялся в 1966 году, когда во время ареста А.Синявского 8 сентября 1965 г. ленты с записями песен и устных рассказов ВВ попали в органы, и до окончания процесса над Синявским и Даниэлем (14 февраля 1966 года) тщательно там изучались. Властям надо было сбить волну зарождающегося правозащитного движения после этого суда над писателями, и в недрах КГБ разрабатывались мероприятия под эту тему.

Здесь уместна будет небольшая преамбула, обрисовывающая отношения Владимира Семёновича Высоцкого и Бориса Сергеевича Брунова 2). Владимир был вхож в семью Бруновых на правах школьного друга Игоря Кохановского, женатого в начале 60-х на их дочери Людмиле3). Молодёжь неоднократно собиралась на квартире Бруновых на Садово-Каретном над квартирой Жоры Епифанцева и устраивала шумные застолья.

Брунову Б.С., в бытность своего двухгодичного депутатства в Сокольническом райисполкоме, довелось общаться с М.П.Светличным, знакомым ему по встречам в некоторых застольях, где тот бывал всегда в цивильной одежде. Однажды Борису Сергеевичу по просьбе одной сотрудницы из «Москонцерта» пришлось обратиться в городское управление КГБ. Каково же было его удивление, когда он попал на приём к Светличному и увидел его в генеральской форме4).  Светличный М.П объяснил причину отказа в выезде сотруднице из-за мужа, работающего на номерном заводе 5).

Во время этой встречи генерал достаёт кассету с песнями Высоцкого и спрашивает мнение Бориса Сергеевича о Высоцком: «Мы хотим его выслать». Брунов в самом положительном смысле характеризует и Владимира, и его отца, и его песни, отметив, что многие песни просто приписываются ему.  Вероятно, это было высказано в таком духе, как отражено в стенограмме выступления Б.Брунова на заседании Худ. Совета Москонцерта (протокол 12 от 12.11.1966) «Об обсуждении песен в исполнении автора В.Высоцкого». Приводим отрывок:

«В.Высоцкий – безусловно талантливый артист. Песни Высоцкого – современные, умные… Достаточно было услышать в его исполнении одну песню «На братских могилах», чтобы говорить о Высоцком, как об интересной творческой индивидуальности. Драматический артист выступает одновременно автором текста песен, музыки и исполнителем…» 6)

И в конце беседы со Светличным Брунов посоветовал пригласить Высоцкого и поговорить с ним. Далее начинается следующая глава этой длинной истории, отражённая в интервью Л.В.Абрамовой в передаче «Человек и закон» (I канал, 21.01.2010):

«После спектакля Владимира Семёновича вызвали в КГБ, то есть за ним приехали к служебному выходу из театра и увезли. Я, с разинутым ртом и протянутыми руками вслед за этой машиной, пробежав несколько шагов, поехала домой. В ужасе, конечно, в полном. В растерянности.

[Голос за кадром: «Генерал КГБ по-дружески советовал не связываться с «подонками-правозащитникам» и, кое о чём сказал Владимиру, а о чём-то умолчал». ]

Предупредил генерал, что некоторое время телефон будет на прослушивании, и что он вообще советует вести себя осторожнее и не болтать лишнего».

А вот теперь подошло время открытия рижских страниц этой многоходовой истории. Хроника участия Владимира Высоцкого в работе над песнями для картины «Последний жулик» Рижской киностудии на сегодняшней день слабо документирована, однако с большой долей вероятности позволяет выделить ряд моментов, связанных с его участием.

08.10.65. Протоколом совместного заседания Художественного Совета 6-го творческого объединения к/с «Мосфильм» и руководства Рижской к/с отснятый материал картины «Последний жулик» (реж. Л.Мирский) признан несостоятельным. Назначается новый состав съёмочной группы: режиссёры В.Масс и Я.Эбнер под художественным руководством М.Калика 7)

13.11.65.  В Сочи новые режиссёры приступают к съёмкам к/ф «Последний жулик». Музыкальной стороной фильма начал заниматься М.Таривердиев, у которого появилась идея наполнить картину песнями, под которые в новой редакции сценария были оставлены места. Композитор обращается к В.С.Высоцкому с заказом на песни: о модах, на вступление и на финал. Владимир знакомится со сценарием и приступает к работе 8).

14-16.02.66. Высоцкий на несколько дней (датировка предположительная) прилетает в Сочи для уточнения текстов уже написанных песен 9)

16.04.66. Встреча ВВ с М.Таривердиевым, во время которой Владимир, вероятно, передал композитору запись (тексты?) песен для фильма «Последний жулик» 10). Тогда же Высоцкий подписывает договор со студией на песни.

Конец мая 1966. Вскоре после премьеры в Театре на Таганке (20.05.66) сп. «Жизнь Галилея» состоялась встреча Брунова и Светличного 4)

02.06.66. Утверждение на Рижской киностудии договора с Высоцким на песни к фильму «Последний жулик».

08.06.66. Поездка (предположительно) Владимира в Ригу на киностудию за получением гонорара за песни.

Передаём слово Л.В.Абрамовой в передаче «Человек и закон» (I канал, 21.01.2010):

«[Голос за кадром: «Перед отъездом из Риги в Москву на перроне вокзала его (Высоцкого) скрутили оперативники и затолкали в милицейский «Уазик». В отделении он оказался в одиночной камере… Арестованному ничего не объясняют. Он не знает, что в Риге объявился маньяк, который насиловал и убивал своих жертв. Одна из потерпевших, по счастью, выжила. Она и сообщила приметы, совпадающие с описанием Высоцкого».]

Он объясняет: «Я – Высоцкий, я – актёр Театра на Таганке,.. Вот мои документы… У него отобрали все шнурки-ремни. Он бился головой об стену по-настоящему: не так, как истеричная женщина, — он хотел разбить голову.

Ему сказали, что будет опознание, что вот эта выжившая девочка, её сейчас приведут, и она должна будет его опознать…

[Голос за кадром: «В мучительном ожидании тянулось время. Вдруг дверь в камеру открылась. На пороге несколько офицеров милиции.»]

К нему вежливо, с извинениями, приносят горячий сладкий чай, чтобы как-то подкрепить его, предлагают какие-то лекарства, дают успокоиться, возвращают все его вещи, документы, приносят извинения…

[Голос за кадром: «Всё объяснилось очень просто. Генерал КГБ Светличный, по-отечески предупреждая Высоцкого, умолчал, что за ним будет установлено наблюдение. Все его перемещения отслеживались – об этом чекисты и сообщили милиционерам. Так что алиби у будущего народного любимца было стопроцентное».]»

Так КГБ поступил по-честному с Владимиром Высоцким и спас его от нелепого, но позорного обвинения. Однако по приезду в Москву ВВ решил подстраховаться от всякого продолжения, даже намёка на возможность продолжения, этой страшной истории. Он зашёл к Ю.Гладкову, сотруднику московского уголовного розыска, знакомому ему по компании Л.Кочаряна на Б. Каретном. Вот как вспоминает Ю.Гладков об этой встрече:

«И когда Володя пришёл ко мне посоветоваться, я сказал: «Сиди здесь и никуда не выходи!»

А в это время мы вместе с Борисом Скориным (сотрудником уголовного розыска) наводили справки. В конце концов мы узнали, что к Володе это никакого отношения не имеет… Вот такой случай, когда Володя пришёл ко мне за помощью, как к знающему человеку…» 11).

Резюмируем эпизод с арестом Владимира Высоцкого. Если бы его не выпустили из заключения, то просматривались два варианта развития событий, причём оба с летальным исходом:

— Владимир в отчаянии выклянчил ремень и хотел ночью в камере повеситься, о чём он рассказал впоследствии М.Шемякину 12).

— В ноябре 1987 года М.Шемякин со слов М.Влади поделился её откровениями. В Москве появился следователь, допрашивающий в своё время Высоцкого, и требовал познакомить его с М.Влади. Тогда же он рассказал о финале рижской истории: «Кстати, тот парень (Ю.Родин?) был похож на тебя… Мы поймали его. Он выпрыгнул из окна, когда мы схватили его, сломал себе ногу. Но мы связали его и давно отправили в мир иной» (Т.е. застрелили, комментарий Марины) 13)

Но в итоге эта история имела очень трогательное завершение. По прошествии какого-то времени во время случайной встречи в старом ресторане ВТО Высоцкий подошёл к столику, за которым расположился Б.С.Брунов с Дмитрием Тёмкиным, гостем из Америки, и, как вспоминал Борис Сергеевич:  «Полушутя, встав на одно колено при моей жене, сказал : «Борис, спасибо вам! Не каждый артист в стенах КГБ скажет о другом что-нибудь хорошее» 4)

Несомненно, подобный стресс и потрясение психики, вызванные чудовищным унижением со стороны официальной государственной структуры, не могли не сказаться на внутреннем духовном строе  личности поэта Владимира Высоцкого. Можно предположить, что глобальная смена тематики песен ВВ, начавшаяся со второй половины 1966 года, обязана изменениями душевного мира барда и появлением нового созидающего источника горения, запальным шнуром для которого послужил этот трагический эпизод. В творческой лаборатории поэта возникают песни космической тематики, песни – сказки, гениальная альпинистская серия. Продолжает развитие военная тематика, а также творения спортивной и бытовой направленности. И исчезают песни дворового цикла Песни личностного плана приобретают небывалую драматическую наполненность.

По мнению многих исследователей творчества В.С.Высоцкого рижский арест Владимира отразился в песне второй половины того же 1966 года «Вот главный вход…», в которой сюжет сведён к банальному хулиганству – выход «через стекло» в окно, за который героя забирают в милицию. Он пытается и тут уйти «в окно, но на окне – стальные прутья!» В данном контексте «окно» — символ свободного выбора, которого лишён герой. А его сетование: «Я вышел в дверь!» —  можно понимать: «Поступил вопреки своим принципам».

Однако следует признать, что отголоски этого драматического события жизни поэта можно обнаружить и в другом творении. Речь идёт о песне «Дайте собакам мяса…». Со слов Л.В.Абрамовой традиционно считается, что текст был создан весной 1965 года. Однако удивляет факт большой разбежки (более двух лет) со временем её первого исполнения (ноябрь 1967 года), что несвойственно для ВВ. В 50% случаев время «задержки» исполнения для периода середины 60-х составляет около месяца, и не более года для остальной половины созданного. Исходя из этого можно предположить, что песня создана осенью 1966 года, и отражает ярость от несуразностей жизни, проявившуюся у барда после инцидента в Риге. Предлагаемые поэтом дары собакам, похмельным, влюблённым отвергаются. Поэт становится покорным —  ему дают свободу, но что «с ней делать?» На сегодняшний день свидетельств автора об обстоятельствах появления песни не обнаружено. Только на ряде концертов 1979 года он вспоминает:

14.04.79 в Кёльне — «Из совсем прежних, старинных песен», (07).07.79 в Риме у Токачелли для Радио Италии — «…старинная моя песня…Этой песне, по-моему, лет двенадцать, что ли, или десять, я не очень помню», 02.10.79 в Тбилиси в институте «Кавгипротранс» — «Я хочу вытащить из небытия ещё одну песню серьёзную, старую песню свою», (18).12.79 в московском издательстве «Прогресс» — «Ещё одна песня, забытая совсем».

Впоследствии отношения Владимира Высоцкого с властными структурами напоминали качания маятника.

Весна 1973 г. Комиссия ЦК КПСС по рассмотрению выездов за границу решает отказать ВВ без обоснования причин. Однако глава приёмной КГБ Губернаторов Н.В. ручается за актёра, в патриотизме которого он убедился за время их совместных посещений парилки(!), и окончательная редакция протокола выходит с разрешением на выезд 14).

1974 год. Ю.Андропов, глава КГБ, после долгого совещания с В.Чебриковым убеждают Л.Брежнева и М.Суслова, выступивших с предложением ареста и высылки Высоцкого в отдалённые края, о ненужности высылки ВВ15).

1978 год. КГБ, после участия В.Высоцкого в альманахе «МетрОполь» и в преддверии приближающейся московской Олимпиады, начало готовить материалы по антисоветской составляющей творчества поэта. В Госкино пошло отрицательное мнение на утверждение ВВ в главной роли в телесериале «Место встречи изменить нельзя», и только благодаря настойчивости Н.А.Щёлокова16), великого поклонника барда, сопротивление недоброжелателей было преодолено, и актёр получил главную роль17). Кстати, сам Владимир Семёнович неоднократно ссылался на главу МВД во время каких-либо трений с представителями этого ведомства, выражая желание в подобных случаях напрямую обратиться к нему.

Далеко неординарные отношения Комитета Государственной Безопасности с Владимиром Высоцким подтверждаются и тем немаловажным обстоятельством, что ранним утром 25 июля 1980 года на квартиру поэта на Малой Грузинской первыми прибыли представители этого Комитета.

 

 

 

  • ВНС 14, 1994, К. С.2. Л.Л.Леонидов «Леонидовы». Фрагмент рассказа О.П.Леонидовой
  • Брунов Борис Сергеевич (10.06.1922 – 02.09.1997). Выдающийся конферансье, режиссёр, педагог, народный артист РСФСР, профессор. В 60-е годы прошлого века работал в Мосэстраде. Вёл концерт на открытии Дворца Съездов.
  • Информация даётся по интервью жены Б.С.Брунова Л.Черняку. БС-92.
  • Зайцева Т., Завьялова Л. Неоконченное интервью // Вагант-Москва. 1997, №7-9. С.44-45. Генерал-лейтенант Михаил Петрович Светличный с 9.01.1962 по 18.10.1967 был начальником Управления КГБ по Москве и Московской области.
  • В советское время существовало правило, что работающие на номерных заводах (п/я) и их родственники не имели права выезжать за границу до истечения 10 лет после ухода работающего с этого предприятия.
  • Из статьи Ю.Куликова «Разрешить сольные выступления…», ВПВ-33, С.77,78
  • СтМ 11/89, С. 52
  • СтМ 11/89, С.52,53
  • СтМ 11/89, С. 53
  • ВНС 21, 1995, К. С.3. Таганка. Хроника Ольги Ширяевой
  • В.К.Перевозчиков «Неизвестный Высоцкий». С. 91 Интервью Ю.Гладкова.  /М. Вагриус, 2005
  • Телепередача «Временно доступен. Михаил Шемякин. ТВ-Центр, 23.11.2009
  • Кормаан Я.И. К66. Энциклопедия творчества Владимира Высоцкого: гражданский аспект. Ижевск: Удмуртия, 2018. С.76, 77
  • Губернаторов Н.В. Кадровая реформа Ю.В.Андропова в КГБ // Команда Андропова. М.: Русь, 2005. С. 101-102.
  • Медведев Р.А  Неизвестный Андропов. Политическая биография Ю.Андропова. М.: Права человека. 1999. С.153.
  • Щёлоков Н.А. (1910 – 1984). С 1966 по 1982 гг Министр внутренних лел СССР.
  • Передача «5 октября – день Московского уголовного розыска» на радио «Говорит Москва», 05.10.2011. Ведущая – Ольга Кочетова. Рассказ подполковника полиции, начальника Музея московского уголовного розыска ГУ МВД России по Москве Г.В.Сарычев

Комментарии запрещены.